Все компании стремятся производить товары и оказывать услуги, которые привлекают клиентов. Разработка продуктов и позиционирование их на рынке — необходимое условие развития бизнеса. За эти процессы в организации отвечают продуктовые аналитики и product-менеджеры. В чём разница этих профессий и какие навыки прокачать продакту для карьерного роста, читайте в этой статье.
Чем занимается продуктовый аналитик
Продуктовый аналитик изучает рынок и выявляет тенденции, на основании которых предсказывает популярность продукта. Именно он первый понимает, что хочет потребитель. Аналитик получает информацию с помощью опросов аудитории и других исследований, а затем формирует рекомендации по продуктам, маркетинговым стратегиям и планам запуска. Также аналитик может участвовать в разработке дизайна продукта, маркетинге, ценообразовании.
В чем заключается работа product-менеджера
Product-менеджер участвует во всех этапах создания продукта с нуля, включая разработку, производство, маркетинг и продажу. В отличие от работы аналитика, который даёт рекомендации, менеджер принимает окончательные решения по всем аспектам продукта. Он сотрудничает со всеми отделами, создающими продукт, планирует его поставки и распространение, определяет целевую аудиторию и разрабатывает маркетинговый план.
Ключевые отличия профессий
Главная цель обоих специалистов ― разрабатывать продукты и делать их привлекательными для потребителя. Но обязанности на этих двух позициях различны. Так, к основным задачам продуктового аналитика относятся:
- Исследование рынка и его тенденций через сбор и аналитику данных.
- Прогнозы затрат ― стоимости производства и продвижения продукта, а также рекомендации по росту продаж и прибыли.
- Формирование фокус-групп ― опрос потребителей и анализ их отзывов.
- Мониторинг конкурентов для выявления преимуществ и недостатков продукта.
- Разработка характеристик продукта ― контроль эффективности продукта на протяжении всего срока его службы и предложения по его улучшению.
Ключевые направления работы менеджера по продукту включают:
- Анализ потребностей пользователей.
- Формирование целостного образа продуктаи его места на рынке.
- Поиск партнёров ― организация презентаций, привлечение заинтересованных сторон для поддержки продукта.
- Постановка целей,которые приведут продукт к успеху (прибыль, окупаемость инвестиций).
- Разработка УТП (уникального торгового предложения), позволяющего повысить ценность продукта и отстроиться от конкурентов.
Какие знания нужны продуктовым аналитикам и менеджерам
Продуктовой аналитике обучают на программах бакалавриата в сферах маркетинга или менеджмента. Высшее образование позволяет глубоко изучить методы исследования рынка, анализ поведения клиентов, инструменты статистики и т.д. Если аналитик планирует работать в конкретной отрасли, он может дополнительно изучить специальные дисциплины.
Чтобы претендовать на более высокооплачиваемые или руководящие должности, продуктовый аналитик может продолжить обучение, например, получить степень магистра в области делового администрирования или маркетинговых исследований.
Однако профильное высшее образование ― необязательное условие успешной карьеры в product-менеджменте. Эффективными «продактами» могут стать маркетологи или администраторы. Для этого достаточно опыта работы и небольших курсов на 2–3 месяца. Главное для менеджера по продукту — умение анализировать целевую аудиторию, коммуникативные навыки и организация процессов.
Где учиться на продуктового аналитика и product-менеджера
Продуктовому анализу также учат на специальных онлайн-курсах. Некоторые компании организуют корпоративное обучение и готовят специалистов из числа своих сотрудников, ориентируясь на подходящее им программное обеспечение и собственные методы ведения бизнеса.
Как правило, product-менеджерами становятся работники, получившие опыт на младших позициях, связанных с управлением продуктом. В любом случае сертификат о прохождении курса продуктовой аналитики улучшит резюме специалиста.