#Статьи
28 декабря 2021 г.
Думай, как пользователь: зачем продуктовому дизайнеру UX-исследования
Рассказываем о UX-аналитике: зачем она нужна, какие есть методы исследований и когда именно нужно их проводить.
Можно быть невероятно талантливым и умелым дизайнером. Но если ваш продукт не привлекает аудиторию, вы недостаточно изучили потребности и поведение пользователя. Решить эту проблему вам помогут UX-исследования. Давайте разберемся, что это такое, и рассмотрим основные методы и инструменты UX-аналитики.
Что такое UX-исследования
UX-исследования - это по сути изучение пользовательского опыта. Они помогают понять потребности и боли аудитории, поведение пользователей, эмоции и впечатления, которые дарит продукт, а также трудности, с которыми сталкивается пользователь.
Такие исследования нужно проводить как на этапе разработки продукта, так и после его выхода на рынок. Это позволит вам сразу минимизировать возможные ошибки, а также улучшить товар или услугу, основываясь на обратной связи от пользователей.
Виды UX-исследований
Глобально существует два вида исследований: количественные и качественные. Первый вид отвечает на любые «сколько»: сколько человек кликнуло по ссылке, совершило покупку, удалило приложение и т. д. А второй — на вопрос «почему»: почему пользователи массово уходят с сайта на определённой странице, не подписываются на рассылку, не могут найти какую-либо информацию.
Собрав и проанализировав необходимые данные, продуктовый дизайнер может придумать, как предотвратить или исправить недочёты.
Направления в сфере UX-дизайн
Инструменты исследований
Зачастую в одном источнике (например, в блоге о продуктовом дизайне UXJournal) можно найти описание порядка 20 различных инструментов исследований. Мы остановимся на самых популярных.
Юзабилити-тест. Это количественный метод исследования, который позволяет оценить удобство использования продукта. Тест можно проводить очно или онлайн. В первом случае вы просите респондентов выполнить ряд действий с продуктом в вашем присутствии и наблюдаете за их поведением. Во втором — их действия фиксирует специальное приложение или веб-камера, а вы отсматриваете материал уже постфактум. Тестировать продукт таким образом можно и до выпуска на рынок, и после.
Опрос/анкетирование с помощью специального инструмента (например, Google Формы). Этот метод может быть и качественным, и количественным.Опросы проводятся, чтобы проанализировать, насколько эффективен уже используемый продукт, и сравнить его с конкурентами.Этот способ позволяет собрать большой массив данных от разных людей за минимальное время. Но вам нужно позаботиться о формулировках, чтобы все понимали те или иные вопросы однозначно. Ведь вы не будете общаться с респондентами лично и не сможете расшифровать, что имеется в виду. Если вы делаете качественное исследование, хорошо добавить в анкету открытые вопросы или окно для свободных комментариев, чтобы люди могли полноценно высказаться.
Интервью позволяет пообщаться с аудиторией лично. Это качественный метод. Вы сможете не просто спрашивать «почему», а задавать открытые и уточняющие вопросы. Благодаря этому получится раскрыть ощущения пользователя, которые не лежат на поверхности и которые он, возможно, даже не осознаёт.
Сортировка карточек. Этот метод может быть качественным и количественным. С его помощью вы привлекаете аудиторию к разработке продукта. Нужно дать пользователю иерархически рассортированные карточки с названиями разделов/категориями сайта или приложения. Это позволитпонять его пользовательское поведение и модернизировать структуру цифрового продукта. Вы сможете определить, с какого раздела человек начинает работу с сайтом, как по нему передвигается, как ищет нужную информацию, и на основе этого создать удобный интерфейс.
Древовидные тесты. Это количественный метод, который позволяет выявить проблемы с навигацией и понять логику пользователя. Он похож на предыдущий, и его тоже полезно использовать для разработки структуры сайта или приложения. Вы создаёте «дерево» сайта и просите пользователя найти тот или иной раздел, информацию, кнопку. Человек двигается сверху вниз, а вы следите за «маршрутом» его передвижения по воображаемому сайту.
А/В-тестирование. Этот эксперимент позволяет сравнить две версии продукта и определить, какая из них удачнее. Сначала определите какой-нибудь KPI. Например, сколько человек в итоге сделает покупку в приложении. Участников теста случайным образом делят на две группы и каждой из них показывают только один вариант. Можно протестировать цвета, размер шрифта, расположение кнопки, локацию той или иной информации и т. д. «Выигрывает» тот вариант, который позволяет достичь большего KPI.
Эти инструменты помогут вам создавать удобные и востребованные продукты. Вы можете узнать ещё больше по данной теме сами или при поддержке наставников. Для самостоятельного изучения мы рекомендуем ознакомиться с бесплатными материалами в блоге о продуктовом дизайне UXJournal. Также вы можете пройти краткосрочные платные курсы, где за пару месяцев узнаете всё, что нужно, о UX дизайне и исследованиях пользовательского поведения.