«Всё очень круто, но надо переделать». Этот мем возник не случайно: наверное, каждый дизайнер интерьера, который уже поработал с клиентами, сталкивался с критикой и просьбами всё поменять. Даже могло казаться, что клиент — самодур и просто треплет вам нервы. Особенно если вы ещё новичок в своём деле. К счастью, есть инструмент, который может облегчить вам жизнь, и называется он бриф. Он поможет найти общий язык с заказчиком на старте проекта и оправдать его ожидания. В этой статье мы рассказываем, как бриф помогает сохранить нервы и дизайнера, и клиента.
Бриф: зачем он нужен
Зачастую проблема состоит в том, что заказчик не может сформулировать, чего хочет. Он постоянно даёт новые вводные, отвергает предложенные варианты, расстраивается. Вам, как профессионалу, надо ему помочь. Для этого и существует бриф — анкета со специальными вопросами, которые позволяют максимально подробно выяснить все боли, потребности и пожелания клиента. На основе ответов вы сможете прописать задачи — творческие и технические. Клиент их скорректирует, если нужно, и согласует. Это интервью не избавит вас на 100% от правок и доработок проекта. Но оно облегчит вам работу. Вы на старте определите, «в какую сторону думать», и проявите себя как грамотный специалист.
Чем бриф отличается от ТЗ
Бриф призван дать вам общее понимание того, что хочет клиент. А в техническом задании (ТЗ) вы прописываете цвета, материалы, число розеток, особенности освещения, меблировку — все детали, которые помогают решить глобальную задачу.
Как сделать бриф
При разработке брифа можно пойти двумя путями:
- Одолжите его у более опытных коллег, если вы новичок. Скорее всего, они будут рады с вами поделиться. Если вам откажут, не принимайте это на свой счёт и не стесняйтесь просить помощь у других людей. Возможно, этот человек не уверен в своём профессионализме и думает, что что-то потеряет, если вам поможет.
- Найдите анкету в интернете и переделайте под себя. Вы можете быть специалистом по оформлению квартир, офисов или ресторанов. В трёх разных случаях вам придётся дописывать в общий бриф вопросы, исходя из специфики конкретного проекта.
Многие исполнители уверены, что чем длиннее и подробнее опросник, тем меньше проблем будет в дальнейшей работе. Но нудные многочасовые беседы только утомят клиента, но не принесут вам пользы. Сосредоточьтесь на основных 20–30 вопросах, которые можно обсудить за час-полтора. Этого достаточно, чтобы создать общую концепцию проекта и учесть все его особенности.
Что нужно спросить в брифе
Опросник можно условно разделить на три части: рабочую, техническую и ценностную:
- Рабочие вопросы по основным условиям проекта:
- бюджет;
- сроки разработки и реализации проекта;
- ваши обязанности.
Вас могут попросить только создать дизайн-проект. А могут предложить также заказать материалы, собрать бригаду, проконтролировать от и до все процессы и расходы. Лучше сразу определить, на каких условиях вы будете работать, а потом перейти к деталям.
2. Технические вопросы помогут вам выяснить все подробности об объекте, на котором вы будете работать. Он может быть уже готовым или на этапе строительства.
В первом случае вам нужно поехать на объект, всё посмотреть, сфотографировать с разных ракурсов. Интерактивный режим позволит прочувствовать размеры пространства, его освещение, «схемы движения» внутри. Вы будете создавать проект с опорой на реальный опыт. Кроме того, попросите у клиента чертежи и техническую документацию.
Во втором случае придётся обойтись только схемами и умозрительным представлением о помещении.
В вашем брифе должно быть обязательно прописано:
- какого года постройка;
- из какого материала сделаны несущие стены и перегородки;
- площадь всего помещения и отдельных комнат;
- в каком состоянии трубы, электрика, сантехника;
- особенности освещения и вентиляции;
- характеристики окон, дверей, розеток, выключателей.
Всё это важно, поскольку есть санитарные и строительные нормы, которым должно соответствовать помещение. Просто представьте, что вы решили повесить на хлипкую стену кучу книжных полок и картин. Это может закончиться не очень приятно.
3. Ценностные вопросы о потребностях заказчика и людей, которые будут пользоваться помещением. Например, если у вас хотят заказать дизайн-проект квартиры, спросите:
- сколько человек будет в ней жить;
- какого они пола и возраста;
- какие у них увлечения и предпочтения (допустим, кому-то понадобится место под зимний сад, кому-то — под пианино);
- есть ли в семье домашние животные;
- какую проблему хочет решить заказчик (например, сделать небольшую квартиру максимально функциональной);
- есть ли какие-то особые пожелания (например, как хранить вещи);
- какое настроение хочется создать в той или иной комнате и т. д.
Будет идеально, если клиент сможет вам показать референсы — фото интерьеров, которые ему нравятся. Потому что можно не сойтись даже в понимании цвета. Представьте, что клиент называет розовым оттенок «ядовитая фуксия», а вы предлагаете ему пудровые занавески. Конечно, он останется недоволен. Поэтому лучше договориться на берегу о тех или иных нюансах. Так вы упростите жизнь себе и клиенту.


